ГЛАВНАЯ  позвонить по Skype | Skype call отправить письмо | send E-Mail

«Буран» 2.01 на приколе в Москве

И видят: на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости.
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

В 70-х годах СССР и США начали разработку многоразового космического корабля, который был бы способен возвращаться с орбиты на Землю. В 1981 году американцы запустили свой первый Shuttle. После нескольких успешных полетов шаттлов ЦК КПСС дал указание свернуть оригинальные отечественные разработки в пользу копирования шаттла. В результате был создан аналог шаттлов — «Буран» . В 1988 году он был выведен на орбиту ракетным комплексом «Энергия», сделал два витка вокруг Земли и благополучно приземлился на космодром Байконур.

Это был единственный полет «Бурана» в космос. С развалом Союза финансирование программы прекратилось, и недостроенные аппараты были законсервированы (v. 1.02, 2.01) или утилизированы (v. 2.02, 2.03). Корабль, слетавший в космос, погиб при обрушении ангара, в котором хранился. Кроме того, существовало 8 тестовых и тренировочных макетов. Один из них стоит в столичном Парке Горького в качестве научно-познавательного аттракциона, другой, использовшийся для отработки полетов в атмосфере, — в частном музее в Германии.

Американская программа, напротив, получилась долгоиграющей. С 1981 года Штатами сделано более 130 запусков шаттлов. Все эти полеты, в отличие от русского, были пилотируемыми. На сегодняшний день полет шаттла — самый дешевый способ доставки грузов на МКС и единственный способ производить техническое обслуживание аппаратов на орбите. Тем не менее программа свернута, и последний полет планируется совершить в текущем (2010) году. На фото — шаттл «Атлантис», пристыкованный к МКС:

В Москве, в Тушино, под открытым небом доживает свой век остов бурана «2.01» . Он был готов менее чем наполовину и до 2004 года стоял на стапеле Тушинского машиностроительного завода. Затем фюзеляж перевезли на берег Химкинского водохранилища «для временного хранения» , где он понемногу гниет и разворовывается. Шутка ли — десятки тонн цветмета пропадают:

68

Путь к бурану преграждают заборы, колючая проволока и льды водохранилища. Общий вид:

62

63

Вид сзади:

70

Пластины термозащитной обшивки — извечная проблема шаттлов, стоившая жизни «Колумбии» и ее экипажу в 2003-м:

85

Фрагменты крыльев и шасси свалены рядом:

74

77

Дети — ожидаемо — особого интереса к чуду техники не проявили. Зато получили опыт преодоления полосы колючей проволоки и хождения по наклонному льду. Здесь, под причалом, скрытый от городской пыли, он необыкновенно прозрачен, как в горах:

87

P.S. О главном конструкторе "Бурана" и предшествовшей ему программе "Спираль" можно послушать здесь.

Вверх ^^

Комментарии, вопросы, предложения? — пишите!..

На главную »


Rambler's Top100